Как косыгинские реформы изменили образ жизни советских людей

В 2024 году мы отмечаем две знаменательные даты – 120 лет со дня рождения Алексея Николаевича Косыгина и 60 лет со дня его назначения, в октябре 1964 года, Председателем Совета Министров СССР. На этом посту Алексей Николаевич проработал рекордные 16 лет, что не удавалось ни одному советскому и российскому премьеру. Но главное его достижение – экономические реформы, которые он начал в 1965-ом.

Целью новых реформ был переход от «государственного капитализма» к «коллективному». Предложенные им меры по изменению системы управления советской экономикой, позволяли расширить самостоятельность предприятий: они могли сами определять номенклатуру и ассортимент продукции, сами формировать за счет прибыли   фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства и т.п., и главное – распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Слово «хозрасчет» стало восприниматься людьми не как абстрактная экономическая категория, а как способ изменить свою жизнь к лучшему. Реорганизация сельского хозяйства, предусматривающая повышение закупочных цен на продукцию в 1,5-2 раза, введение дополнительной оплаты сверхплановой продукции, снижение цен на запчасти и технику, а также уменьшение подоходного налога на крестьян, способствовала наполнению полок магазинов продуктами и исчезновению из лексикона слова «дефицит». Уже в 1966 году СССР перестал импортировать хлеб, а реальные доходы населения за пятилетие косыгинской реформы возросли почти на треть. 

Не менее важным было решение об отмене ограничений на размеры приусадебных участков и загородных дач. Миллионы горожан обзавелись садово-огородными участками в шесть соток. Как правило, это были дачки в кооперативных товариществах по месту работы. Сперва участок можно было использовать только под огород – без права постройки чего-либо, затем позволили ставить сарайчик под инвентарь, со временем разрешили неотапливаемый домишко, а потом – и отапливаемый, но с холодной «мансардой». Шесть соток для наших соотечественников – это и форма активного отдыха, и способ разнообразить свой рацион овощами и фруктами, выращенными на своей фазенде. А поскольку правительство под председательством Косыгина приняло решение сделать субботу выходным днем, дачный уикенд станет на многие десятилетия лучшим времяпрепровождением советских людей.

Менялся не только их образ жизни, но и их облик. Именно благодаря Косыгину они смогли осуществить свою мечту и облачиться в легкий синтетический плащ под названием «болонья». Впервые итальянские дождевики из тонкой непромокаемой темно-синей ткани с едва-заметным отливом советские граждане увидели в 62-ом: кто на герое популярного зарубежного фильма, кто на редких счастливчиках, вернувшихся из загранкомандировки. Это была любовь с первого взгляда. Зарубежная новинка покорила их своей элегантностью, практичностью и тем, что в сложенном виде почти не занимали место. В массовом сознании складывалось убеждение, что каждый уважающий себя человек должен иметь такой плащ, а герои популярных советских фильмов «Я шагаю по Москве», «Июльский дождь», «Старшая сестра», появившиеся на экране в вожделенной болонье, лишь усиливали ажиотаж. Именно Косыгин помог сделать мечту реальностью.

Наладить выпуск капроновой ткани с пропиткой, не пропускающей влагу, удалось на Наро-фоминском шелковом комбинате. Чтобы она полностью соответствовала своему зарубежному аналогу, специалисты комбината вместе с директором фабрики ездили в Италию, в небольшой городок Варчелли, перенимать передовую технологию на фабрике «Шатильон». Почему именно туда? Дело в том, что Косыгин посещал это специализирующееся на выпуске синтетического текстиля предприятие во время своего визита в Италию в 1962 году, и смог воочию убедиться в эффективности итальянских технологий и   высоком качестве продукции. Кстати, когда в 1964 году Наро-фоминский шелковый комбинат запускал цех по производству болоньи, на его открытии присутствовал сам Косыгин.

Алексей Николаевич помог осуществиться мечтам не только советских модников, но и автомобилистов. В 1966 году между советским Внешторгом и итальянским концерном FIAT было заключено соглашение о научно-техническом сотрудничестве, предусматривающем строительство в СССР автозавода по производству модели FIAT-127, которая была признана лучшим европейским автомобилем 1967 года. А уже через три года, в апреле 1970 года, с конвейера автомобильного завода в Тольятти сошли первые ВАЗы-2101 – адаптированная к нашим условиям версия итальянского автомобиля. К середине 70-х годов выпускалось уже порядка полумиллиона машин в год. ВАЗ-2101 стал поистине народным автомобилем, заслужив от отечественных водил название «копейка». Надежный, вполне комфортный, а главное доступный по цене, он позволил миллионам советских людей убедиться в правоте слов Ильфа и Петрова, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Эта модель выпускалась 13 лет, с 1970 до 1983 года.

Косыгинские реформы оказались более краткосрочными. Они были свернуты уже в начале 70-х. Сказалось, нежелание партийного руководства страны поддерживать преобразования, предложенные премьером, поскольку они противоречили принципам плановой экономики и давали слишком много свободы предприятиям и производителям. Ну, а события в Чехословакии в августе 1968 года, приведшие к вторжению туда советских войск, лишь ускорили этот процесс. По мнению Егора Гайдара косыгинская реформа стала «последней серьезной попыткой найти пути изменения системы управления советской экономикой, открыть дорогу восстановления рыночных механизмов». К сожалению, реализовать все задуманное Косыгину не дали. «Но, если бы косыгинские реформы удались, – заметил как-то главный китайский реформатор Дэн Сяопин, – Китай, возможно, снова бы учился у СССР».

21.02.2024